Обстоятельства семейного неблагополучия

Выделяют следующие причины семейного неблагополучия:

1 макросоциального характера – кризисные явления в социально-экономической сфере.

2. микросоциального хапрактера – как правило, биологического характера, (генетическая, психическая или физическая патология: инвалидизация, алкоголизм и т. д.), и психологического характера, связанные с внутрисемейными отношениями (низкий культурный уровень супругов, наличие конфликтов личностного порядка).

На современную семью к тому же оказывает влияние ряд факторов, которые во многом способствуют ослаблению межличностных отношений, возникновению размолвок и конфликтов между супругами, снижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни.

Среди них:

– миграция населения;

– урбанизация;

– нравственно-психологическая неподготовленность вступающих в брак;

– социальная незрелость;

 – экономическая и психологическая самостоятельность женщин.

Особо тревожит влияние семейного неблагополучия на состояние и воспитание ребенка.

 Причинами биологического характера могут быть:

 - наличие в семье психически или физически больного родителя (или двух);

– неблагоприятную наследственность у детей;

 – стойкие отклонения в здоровье ребенка.

 Социально-экономические причинами являются:

 – падение жизненного уровня большинства российских семей;

– снижение уровня социальных гарантий для детей;

– нерешенность жилищной проблемы;

– дистанционность школы от детей с трудными судьбами;

 – влияние асоциальных групп в микросоциуме.

 Социально-психологические причины:

– отчуждение между родителями и детьми;

– сверхзанятость родителей на производстве;

– конфликтный стиль отношений в семье;

 – насилие в семье.

 

 Психолого-педагогические причины:

 – непоследовательность и противоречивость воспитания;

 – эмоциональное отторжение своего ребенка;

 – гиперопека (изоляция от окружающей среды);

 – авторитарность родителей;

 – гиперсоциальность (без учета индивидуальных особенностей ребенка);

– аффективность (раздражительность) родителей;

 – непонимание закономерностей развития ребенка.

Невозможно назвать всех причин, которые могут «толкнуть» семью к неблагополучию. Каждая семья уникальна, и для нее может сыграть злую шутку любой из перечисленных факторов. Таким образом, на сегодняшний день такое явление как социально неблагополучная семья, к сожалению, стало весьма распространенным. Какими бы факторами не было обусловлено неблагополучие семьи, оно всегда негативно сказывается на развитии ребенка. Поэтому важно оказать помощь семье, находящейся в такой трудной жизненной ситуации. Для регламентации деятельности специалистов в данной сфере создаются документы, направленные на профилактику данной проблемы и помощи семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. Как мы уже говорили, чтобы оказание помощи данным семьям стало возможным и, главное, результативным, необходимо знать особенности каждой из них.

В современном мире, к большому сожалению, слишком часто во всех сферах жизнедеятельности стало фигурировать понятие неблагополучие. Употребляя его, люди изначально вкладывают в него некий негативный смысл. Словосочетания «семейное неблагополучие» и «неблагополучная семья» воспринимаются как синонимичные по отношению друг к другу. Тогда возникает вопрос: «что такое благополучная семья?»

По Т.И. Шульге: «это семья, которая выполняет все функции, она должна состоять из родителей и детей (не менее трех). Втретьих, все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «я» человека». Семейные связи позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, овладевать семейными ролями, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.

 Что касается неблагополучной семьи, в научных исследованиях нет общепринятого определения семейного неблагополучия. Каждый автор вкладывает свой смысл в это словосочетание. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке.

 Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. То есть, неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

 К наиболее распространенным формам явного семейного неблагополучия относят алкоголизм. Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Приводится пять характеристик, сказывающихся на личностном становлении ребенка:

1.     Размытость, нечеткость границ своего ''я''. Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие – ненормальны, теряют ''твердость психологической почвы под ногами''.

2.     .  Отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

3.     Непостоянство. Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, то у него появляется закономерное желание того, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая различные формы отклоняющегося поведения.

4.      Низкая самооценка. Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он заслуживает все то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых проецируется на себя.

5.      Недостаток информации о том, как функционируют здоровье семьи, в которых создаются подходящие условия для духовного роста, что позволяет каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми.

Еще одной разновидностью семей с открытой формой неблагополучия является семья с нарушением общения. Рассмотрим проблемы конфликтных семей. «Конфликтными супружескими союзами, - отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, - называются такие, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт – хроническое состояние такой семьи». Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где супружеские отношения отличаются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия. Однако во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющихся форм поведения.

 Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагополучный старт в жизни. Отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте.

Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов. Родители нередко ответственно относятся к учебе своих детей и их материальному обеспечению и при этом проявляют поразительное безразличие к другим сферам их жизнедеятельности, их духовному миру и волнующим проблемам, разрешить которые самостоятельно без поддержки опытных взрослых они не могут. Следствием подобного семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный у них эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, не только явно неблагополучные, но и внешне респектабельные, считающиеся в обществе благополучными, семьи могут оказывать психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, внешне благополучные семьи тоже могут скрывать за собой опасность для ребенка. Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы на начальных этапах выявить и искоренить неблагополучие в конкретной семье. Для этого специалистам необходимо знать существующие критерии и показатели семейного неблагополучия.

Критерии и показатели:

1). Структурные нарушения семьи (неполная семья, нарушение взаимоотношений в семье),

2) нарушение в воспитательных позициях (нарушение социализации, усвоения социальных норм и др.),

3) нарушения экономического и материально-бытового характера (безнадзорность, неуважение личности ребенка, непонимание, неудовлетворение нужд и др.),

4) нарушение значимых личностных качеств родителей (затруднение общения с детьми, педагогическая несостоятельность и др.),

5) нарушения значимых качеств личности детей (снижение успеваемости, свободное времяпровождения),

6) нарушение супружеских отношений (отсутствие представлений и роли отца и матери, отсутствие знаний о браке и т. д.).

Таким образом, семейное неблагополучие зачастую обусловлено не одним, а сразу несколькими критериями, это могут быть как независящие от ребенка и его семьи факторы, так и находящиеся в непосредственной взаимосвязи.